Дизель-генератор: вчера, сегодня, завтра
При слове «дизель-генератор» у многих в памяти всплывает хитрая установка, работающая по принципу сгорания сжатого воздуха в изолированном цилиндре. Но не многие знают, что «дизель» - это собственно фамилия одного из отцов-основателей двигателя внутреннего сгорания.
Прошлое сквозь призму настоящего
В 19 веке самым грандиозным открытием в мире техники было изобретение парового двигателя, который работал на основе сжигания смеси сжатого воздуха и топлива. Молодой ученый Рудольф Кристиан Карл Дизель активно занимался проблемой этих установок – он изучал коэффициент полезного действия подобных агрегатов.
После нескольких лет наблюдений и кропотливых исследований он пришел к выводу, что принцип работы паровой машины, мягко говоря, далек от идеала. Рудольф Дизель предложил беспроигрышную альтернативу – установку, обеспечивающую энергоснабжение посредством сжигания воздуха, а топливо при этом впрыскивается мелкими порциями уже на завершающем этапе работы двигателя.
В его исследованиях была только одна сложность – найти подходящее топливо для агрегата было очень сложно. Но в упорстве Дизелю не было равных: он перепробовал практически все возможные виды топлива, и в результате нашел подходящее для его установки. Выяснилось, что частично очищенная нефть становится идеальным вариантом топлива для его агрегата.
В 1987 году работы Рудольфа Дизеля были полностью завершены, и его машина, названная «Рациональным тепловым двигателем», наконец-то, удивила свет своими возможностями. После смерти Дизеля установка и топливо для нее были переименованы, и до сих пор они в мире известны под именем своего разработчика.
Дизель-генератор: современные успехи
Первоначально дизель-генератор использовался как один из основных источников энергии. С появлением более мощных источников электроснабжение дизель-генераторами перешло на резервный (дополнительный) уровень, и малая энергетика начала развиваться по своему собственному пути.
Со временем появились альтернативные дизельным генераторам установки, работающие на различных видах топлива. Особую популярность получили бензиновые, газовые и турбинные электростанции, однако, дизель-генераторные установки (ДГУ) по-прежнему считаются наиболее выгодным вариантом, обеспечивающим бесперебойное питание жилых, производственных и промышленных объектов.
Дизель-генератор, или несколько слов о будущем
Естественно, что ДГУ значительно совершенствуются и приобретают новые, более совершенные функции. К числу одних из достижений можно отнести повышение уровня экологичности ДГУ: уже сегодня делаются первые попытки по переводу источников энергии на экологически чистые виды топлива – воду или рапсовое масло.
Возможно, в будущем появятся другие установки, но имя «отца» дизель-генератора вряд ли удастся стереть со страниц истории.