Классификация офисных ИБП и тенденции рынка

Юрий Фокин

Директор по развитию

ООО «Юнион Групп»

Новинки сегмента офисных ИБП .

 

Рынок офисных источников бесперебойного питания (ИБП) в России, несмотря на кризисные явления, до сих пор является растущим и имеет значительный потенциал.  Офисными ИБП традиционно принято считать ИБП мощностью до 3кВА включительно, однако к ним можно иногда отнести также и более мощные однофазные устройства мощностью до 6кВА. ИБП мощностью 5-6кВА используются, например, для обеспечения централизованного бесперебойного энергоснабжения рабочих станций, серверов и системы охлаждения серверов целого офиса или большого отдела. Также традиционно принято делить ИБП, в зависимости от технологии конструкции на классы off-line (с конечным временем переключения на батареи, около 4мс), line-interactive (off-line, но с автотрансформатором на входе) и on-line (с нулевым временем переключения на батареи).  В сегменте офисных ИБП присутствуют все три класса, которые могут отличаться в 2-4 раза по стоимости для аналогичной мощности. Основные тенденции в разработке офисных ИБП обусловлены изменениями в характере нагрузки потребителей, а также предложениями конкурентов – лидеров рынка. Выбор того или иного класса ИБП традиционно определяется типом и важностью защищаемой нагрузки,  а также характеристиками напряжения в существующей электросети. На выбор же конкретной модели внутри класса влияют уже такие факторы как требуемые коммуникационные интерфейсы, время автономии, дизайн ИБП и системы визуализации его состояния, стоимость, качество послепродажного сервиса, репутация компании производителя, а также соответствие ИБП современным требованиям к энергосбережению. Стоит отметить, что в пост-кризисные 2009-2010 годы одним из важнейших определяющих факторов становится соотношение цена/качество, причем не только на рынке домашнего пользователя, но и в более серьезном корпоративном сегменте.  Как следствие, на российском рынке инженерной инфраструктуры в общем и офисных ИБП в частности, повсеместно наблюдается ослабление влияния на выбор потребителя авторитета и известности торговой марки. Бывшие ранее популярными дорогие бренды вынуждены снижать цены в жестокой конкурентной борьбе с производителями второго эшелона, тогда как последние начинают активно использовать новейшие технологические достижения и производить оборудование с уровнем качества, приемлемым для конкуренции с грандами.

 

Вместе с широким распространением ноутбуков как рабочих офисных инструментов, а также и как домашних компьютеров, падает спрос на  настольные ИБП класса офф-лайн для поддержки индивидуальных компьютеров в потребительском сегменте для дома и небольшого офиса (SOHO – Small Office Home Office). В то же время, ИБП  класса off-line незаменимы для обеспечения бесперебойного и чистого электропитания дорогостоящего электронного аудио-видео оборудования в сегменте для домашнего пользования, например, для домашних кинотеатров. ИБП класса on-line не вполне пригодны для использования в домашних условиях из-за более высокого уровня шума, чем у off-line ИБП, не говоря уже о заметно более высокой стоимости on-line устройств.  Так как цена является важнейшим фактором при выборе ИБП класса off-line и line-interactive, то все большую популярность в этом сегменте получают ИБП азиатского производства. Составив серьезную конкуренцию западным и азиатским брендам, давно присутствующим на российском рынке домашних ИБП, таким как АРС и Powercom, широкую известность приобрела торговая марка Ippon, имеющая в портфолио ИБП off-line и line-interactive устройства и нацеленная на сегмент SOHO. Наиболее популярными моделями Ippon являются ИБП серий Back. Бессменный лидер российского рынка ИБП, торговая марка АРС, год от года неуклонно уступает свои позиции, и значительная доля потерь АРС приходится на сегмент низко-бюджетных ИБП. Кроме Ippon, в погоне за лидером в сегменте SOHO участвует целая когорта производителей, таких как Powercom, Powerman, CyberPower, Inelt, East и другие.  Как и положено лидеру рынка, АРС регулярно обновляет модельную линейку, следуя современным тенденциям. В 2010 году была представлена модель ИБП Back-UPS RS 550 ВА с функцией энергосбережения. Основной особенностью нового ИБП является возможность отключения электропитания периферийных устройств при нахождении компьютера в режиме ожидания или «спящего» режима. Вместе с высокой эффективностью использования электроэнергии при зарядке это позволяет дополнительно экономить электроэнергию.  Средства визуализации нового ИБП от АРС представлены модифицированным жидкокристаллическим дисплеем, отображающим развернутую информацию о состоянии ИБП и электросети, что вместе с инновационным дизайном ИБП делают его весьма привлекательным в своем классе.

 

ИБП класса line-interactive и on-line используются для поддержки серверов, наиболее распространенные мощности 2-3кВА. Стоечный формат размещения серверного и коммутационного оборудования, являющийся стандартом в телекоммуникационной отрасли,  постепенно становится все более популярным в средних и малых офисах. Поэтому наибольшим спросом пользуются ИБП стоечного формата, либо комбинированного формата rack/tower. В этом сегменте стабилен спрос на ИБП высокого качества ведущих западных брендов, некоторые  популярные модели – это APC SURTD3000XLI, Eaton 9130i-2000R-XL2U, Eaton 9130i-3000T-XL, Liebert GXT3-2000RT230, Liebert GXT3-3000RT230. Среди новинок 2010 года в этом сегменте можно отметить  линейку Eaton 9130 мощностью 5-6кВА, и линейку Liebert GXT3 мощностью 1-3кВА. ИБП мощностью 5 и 6 кВА серии 9130 от Eaton вышли в наиболее востребованном рынком стоечном формате. Благодаря использованию нового инвертора Eaton удалось добиться высокого КПД 95%, что на 5% выше прежних значений. Также был увеличен выходной коэффициент мощности, составивший величину 0.9, максимальную в настоящее время на рынке однофазных ИБП класса on-line и отвечающую требованиям современных IT-нагрузок. Аналогичный коэффициент мощности 0.9 имеет и новая линейка Liebert GXT3, модели мощностью 1000, 2000 и 3000ВА. Такой высокий коэффициент мощности позволяет, например, подключать к ИБП на 25% больше IT нагрузки, чем к ИБП прошлой серии GXT2. Линейка GXT3 имеет также меньшие размеры – в глубину этот источник стал на 5см меньше, что позволяет использовать этот ИБП в стоечном формате в 19'' стойках со стандартными кабелями. Ранее приходилось дополнительно приобретать кабели с Г-образными разъемами. Недостатком смены модельных линеек является несовместимость батарейных разъемов. Например, батарейные кабинеты к ИБП Liebert серии GXT3 мощностью 1000-3000ВА имеют разъемы для соединения с ИБП, отличные от аналогичных разъемов снимаемой в 2010 году с производства серии GXT2. При этом батареи серии GXT2 перестали выпускаться, хотя спрос на них еще остался – срок службы батарей меньше срока службы ИБП, и составляет 3-5 лет. Поэтому, при необходимости установки дополнительной батареи к имеющемуся источнику серии GXT2 приходится покупать новый батарейный кабинет серии GXT3 и специальный переходник к батарейному разъему. Неудобство состоит в том, что этот переходник поставляется не производителем, а компанией дилером этой торговой марки, вынужденном приспосабливаться с одной стороны под номенклатуру актуальной на данный момент модельной линейки производителя, а с другой стороны – под требования потребителей оборудования. Аналогичная ситуация имела место в 2008-2009 годах с оборудованием торговой марки Eaton, когда линейки ИБП серий 9120 и 9125 мощностью 700ВА – 6кВА менялись на линейки 9130 и 9135.

 

Азиатские производители также выпустили ряд новинок в 2010 году, следуя современным тенденциям рынка. Компания Powerman, специализирующаяся на ИБП для домашних приложений, выпустила сразу две серии  линейно-интерактивных ИБП в 2010 году – Smart Sine и Smart Prof. Специфика рынка, на который нацелена Powerman, обусловила основные отличия новой модельной линейки – привлекательный дизайн и соотношение цена/качество.   Компания CyberPower предствавила в 2010 году новую серию линейно-интерактивных ИБП CyberPower Professional Rack Mount LCD мощностью 1500 – 3000ВА. Универсальный форм-фактор новой линейки от CyberPower позволяет использовать эти ИБП как в стоечном формате, так и для напольной установки. Но основная особенность новой линейки – существенно сниженное энергопотребление и теплоотдача, в рамках общемировой тенденции к использованию энергосберегающих технологий в производстве. Тайваньская компания Powercom, уже не первый год занимающая около 10% российского рынка ИБП, преимущественно за счет сегмента SOHO с наиболее популярной модельной линейкой ИБП IMPERIAL класса line-interactive мощностью 425 ВА-2000 ВА, представила в 2010 году сразу две новинки офисных ИБП. Обе новинки нацелены прежде всего на корпоративный сегмент, где позиции Powercom нуждаются в укреплении. Главное обновление модельной линейки – это модульный ИБП VANGUARD CHAIN (PARALLEL) 6-10кВА класса on-line. ИБП данной серии поставляются силовыми модулями мощностью по 6 и 10кВА, с возможностью подключения до трех батарейных модулей к каждому силовому модулю. Максимально можно установить до четырех силовых модулей SRT1000ВA-3000ВA, поддерживается режим параллельной работы, удаленный мониторинг каждого сегмента системы. Модули устанавливаются в 19'' стойку, либо в специальное шасси Powercom. Вторая новинка 2010 года от Powercom – это модельный ряд линейно-интерактивных ИБП SMART KING RT, мощностью 1000ВА, 2000ВА и 3000ВА. ИБП этой серии имеют современный дизайн, сохранен коммуникационный интерфейс RS-232, также встроены интерфейсы USB, сухие контакты и EPO – разъем аварийного отключения, а SNMP адаптер доступен к заказу опционально. Линейка имеет универсальный форм-фактор rack/tower, в комплект поставки с ИБП входят монтажные комплекты для установки в 19” стойку и на пол.

 

В свете постоянного обновления операционных систем и коммуникационных интерфейсов, всегда актуальным остается вопрос соответствия программного обеспечения и средств обмена информацией, поставляемых вместе с ИБП. Идя в ногу со временем,  производители проводят тестирование на совместимость с современными операционными системами.  В 2010 году компания Tripp Lite выпустила обновление программы PowerAlert Network Shutdown Agent, которая  теперь полностью совместима с операционной системой  Mac® OS X; компания CyberPower выпустила обновление программы PowerPanel® Personal Edition, для поддержки полноценной работы ИБП сегмента SOHO в среде Windows 7. В связи с постепенным вытеснением интерфейса RS232 из коммуникационных средств компьютеров и  периферийных IT-устройств интерфейсом USB, некоторые производители уже не включают последовательный интерфейс в средства коммуникаций своих устройств класса off-line и line-interactive, что, например, имеет место для ИБП Liebert классов off-line и line-interactive уже c 2008 года.

 

Отдельно стоит упомянуть растущий спрос на ИБП офисного класса мощностью 1-2 кВА со встроенным зарядным устройством повышенной мощности. Такие ИБП позволяют поддерживать нагрузку в течение увеличенного интервала времени – до семи часов автономии при 100% нагрузке. Интерес к данному типу ИБП вызван неуклонным развитием загородного коттеджного строительства. Для обеспечения бесперебойной работы систем жизнеобеспечения загородного дома в условиях частых отключений или значительных просадок напряжения в России, требуется установка ИБП класса line-interactive или on-line. Закажите с почасовой арендой. On-line ИБП более универсальны в свете подключаемой нагрузки, тогда как ИБП класса line-interactive со временем переключения на аккумуляторные батареи порядка 4мс могут не подойти к некоторым типам котлов отопления. Среди ИБП класса line-interactive можно выделить ИБП Inelt серии Intelligent мощностью 500 и 1000ВА, а популярными ИБП класса on-line являются ИБП East EA910 LСDH и Inelt Monolith 1000LT.

 

В заключение отметим, что в ближайшем будущем круг производителей, активно применяющих энергосберегающие технологии в производстве ИБП, будет неуклонно расширяться. Наиболее востребованными в корпоративном сегменте будут модели универсального форм-фактора rack/tower, с выходным коэффициентом мощности в сегменте on-line не менее 0.9, и КПД, приближенном к единице.   В целом, стоит ожидать тенденции к дальнейшему уравниванию как рыночных долей, так и технических характеристик оборудования ближайших конкурентов.

 

Источник: www.connect.ru/article.asp?id=10057